|
Утверждено
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 27 января 2000 г. N 11н
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ"
(ПБУ 12/2000)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования и
представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций <*> (за исключением кредитных организаций).
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются - организации.
Настоящее Положение применяется организацией при составлении
сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и
зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами
объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на
добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской
отчетности.
2. Настоящее Положение не применяется при формировании
отчетности, составляемой для государственного статистического
наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации
в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации
для иных специальных целей.
3. Настоящее Положение может не применяться при формировании
бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства.
4. Применение настоящего Положения должно обеспечивать
заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше
оценивать деятельность организации, перспективы развития,
подверженность рискам и получению прибыли.
5. В целях настоящего Положения применяются следующие понятия:
а) информация по сегменту - информация, раскрывающая часть
деятельности организации в определенных хозяйственных условиях
посредством представления установленного перечня показателей
бухгалтерской отчетности организации;
б) информация по операционному сегменту - информация,
раскрывающая часть деятельности организации по производству
определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию
определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг,
которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и
прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам
товаров, работ, услуг;
в) информация по географическому сегменту - информация,
раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров,
выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом
регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и
получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в
других географических регионах деятельности организации;
г) информация по отчетному сегменту - информация по отдельному
операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному
раскрытию в бухгалтерской отчетности или в сводной бухгалтерской
отчетности;
д) информация о выручке (доходах) сегмента - информация о выручке
от продажи определенных товаров, от выполнения определенных работ,
оказания определенных услуг или от продажи товаров, выполнения работ,
оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности
организации (данные о величине, непосредственно относящиеся на данный
сегмент), а также части общей выручки организации, которая
обоснованно приходится на данный сегмент (в том числе от продаж
внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же
организации);
е) информация о расходах сегмента - информация о расходах по
производству определенных товаров, выполнению определенных работ,
оказанию определенных услуг или по производству товаров, выполнению
работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе
деятельности организации, а также части общих расходов организации,
которые обоснованно приходятся на данный сегмент (в том числе от
продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой
же организации);
ж) информация о финансовом результате сегмента - информация о
разнице между выручкой (доходами) и расходами сегмента;
з) информация об активах сегмента - информация об активах,
которые используются для производства определенных товаров,
выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для
производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном
географическом регионе деятельности организации;
и) информация об обязательствах сегмента - информация об
обязательствах, которые возникают при производстве и продаже
определенных товаров, выполнении определенных работ, оказании
определенных услуг или при производстве и продаже продукции
(товаров), выполнении работ, оказании услуг в определенном
географическом регионе деятельности организации.
II. Порядок выделения информации
по отчетным сегментам
6. Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в
бухгалтерской отчетности (далее - отчетные сегменты), устанавливается
организацией самостоятельно исходя из ее организационной и
управленческой структуры.
Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности
устанавливает организация, на которую возложено составление сводной
бухгалтерской отчетности.
При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во
внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые,
политические риски, которым может быть подвержена деятельность
организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по
отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и
выражение их.
7. При выделении информации по операционным сегментам несколько
видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу
при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:
назначению товаров, работ, услуг;
процессу производства товаров, выполнения работ;
оказанию услуг;
потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;
методам продажи товаров и распространения работ, услуг;
системам управления деятельностью организации (если применимо).
8. При выделении информации по географическим сегментам следует
исходить из:
а) сходства условий, определяющих экономические и политические
системы государств, на территории которых ведется деятельность
организации;
б) наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в
различных географических регионах;
в) сходства деятельности;
г) рисков, присущих деятельности организации в определенном
географическом регионе;
д) общности правил валютного контроля;
е) валютного риска, связанного с деятельностью организации в
определенном географическом регионе.
Формирование информации по географическому сегменту может
осуществляться по определенному государству или нескольким
государствам, региону или регионам в Российской Федерации.
Исходя из организационной структуры и системы внутренней
отчетности организации информация по географическому сегменту может
выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности
организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей
(покупателей) товаров, работ, услуг).
9. Операционный или географический сегмент считается отчетным,
если значительная величина его выручки получена от продажи внешним
покупателям и выполняется одно из следующих условий:
выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими
сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей
суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или
убыток) составляет не менее 10 процентов суммарной прибыли или
суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая
величина больше в абсолютном значении);
активы данного сегмента составляют не менее 10 процентов
суммарных активов всех сегментов.
10. На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской
отчетности организации, должно приходиться не менее 75 процентов
выручки организации.
Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке
бухгалтерской отчетности, приходится менее 75 процентов выручки, то
должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от
того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям, предусмотренным
пунктом 9 настоящего Положения.
11. При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть
обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов.
Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем
отчетному, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того,
удовлетворяет ли он в отчетном периоде условиям, предусмотренным
пунктом 9 настоящего Положения.
III. Порядок формирования показателей,
раскрываемых в информации по отчетному сегменту
12. При формировании доходов, расходов, активов и обязательств
отчетного сегмента необходимо учитывать следующее:
а) выручкой (доходами) отчетного сегмента не являются:
проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы являются
предметом деятельности отчетного сегмента;
доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда
финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного
сегмента;
чрезвычайные доходы.
При формировании информации о выручке (доходах) отчетного
сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны
оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен.
Основа ценообразования на указанные передачи и изменения этой
основы подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности организации;
б) расходами отчетного сегмента не являются:
проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного
сегмента является получение доходов от финансовой деятельности;
расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев,
когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного
сегмента;
налог на прибыль;
общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к
организации в целом;
чрезвычайные расходы;
в) финансовый результат отчетного сегмента для представления в
сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю
меньшинства;
г) в обязательства отчетного сегмента не включается задолженность
по налогу на прибыль.
13. При определении доходов, расходов, активов и обязательств
отчетного сегмента в расчет принимаются только те данные, которые
непосредственно относятся к отчетному сегменту либо которые могут
быть отнесены к нему путем обоснованного распределения.
Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах,
распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются
соответствующие доходы и расходы.
Способ распределения между отчетными сегментами доходов,
расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным
сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности
организации, степени обособленности отчетных сегментов.
При распределении между отчетными сегментами доходов, расходов,
активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным
сегментам, могут применяться разные способы.
Организация должна последовательно применять избранную основу
распределения между отчетными сегментами доходов, расходов, активов и
обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам.
14. Информация по отчетному сегменту должна подготавливаться в
соответствии с учетной политикой организации.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности учетная политика
в отношении информации по отчетному сегменту устанавливается
организацией, на которую возложено составление сводной бухгалтерской
отчетности.
15. Изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку
и принятие решений заинтересованных пользователей информации по
отчетным сегментам (определение отчетных сегментов, способы
распределения доходов, расходов между отчетными сегментами и т.п.), а
также причины этих изменений и оценка последствий их в денежном
выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности
(сводной бухгалтерской отчетности).
При изменении учетной политики информация по отчетным сегментам
за предыдущие отчетные периоды должна быть приведена в соответствие с
учетной политикой отчетного года.
IV. Способ представления и состав
информации по отчетным сегментам
16. При формировании бухгалтерской отчетности раскрытие
информации по отчетным сегментам осуществляется посредством
представления определенного перечня показателей, при этом выделяется
первичная и вторичная информация по сегментам.
Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам
производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся
рисков и полученных прибылей деятельности организации. Преобладающие
источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе
организационной и управленческой структуры организации, а также
системы внутренней отчетности.
17. Если риски и прибыли организации определяются, главным
образом, различиями в производимых товарах, работах, услугах, то
первичной признается раскрытие информации по операционным сегментам,
а вторичной - по географическим сегментам.
18. Если риски и прибыли организации определяются, главным
образом, различиями в географических регионах деятельности, то
первичной признается раскрытие информации по географическим
сегментам, а вторичной - по операционным сегментам.
19. Если риски и прибыли организации определяются в равной мере
различиями в производимых товарах, работах, услугах и различиями в
географических регионах деятельности, то первичной считается
информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим
сегментам.
20. Если организационная и управленческая структура организации,
а также система внутренней отчетности не основываются ни на
производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах
деятельности, то выделение первичной и вторичной информации по
отчетным сегментам производится на основе решения руководителя
организации.
21. В составе первичной информации по отчетному сегменту в
бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели,
относящиеся к отчетному сегменту:
общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним
покупателям и от операций с другими сегментами;
финансовый результат (прибыль или убыток);
общая балансовая величина активов;
общая величина обязательств;
общая величина капитальных вложений в основные средства и
нематериальные активы;
общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и
нематериальным активам;
совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних
обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в
эти зависимые общества и совместную деятельность.
Первичная информация по отчетным сегментам показывается по
организации в целом по следующей схеме:
первичная информация по отчетному | х
| сегменту 1
| первичная информация по отчетному | х
| сегменту 2
| первичная информация по отчетному | х
| сегменту 3
| .................................
| информация по прочей деятельности | х
| --------------------------------------------------------------
| Итого по организации | хххх
|
При этом следует иметь в виду, что в графе, отмеченной "х",
отражаются суммы по показателям, раскрываемым в информации по
сегментам.
22. Если первичной информацией по сегментам признается информация
по операционным сегментам, то вторичная информация по каждому
географическому сегменту в бухгалтерской отчетности представляется
следующими показателями:
величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе
географических регионов, выделенных по местам расположения рынков
сбыта, - для каждого географического сегмента, выручка от продажи
внешним покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей
выручки организации от продажи внешним покупателям;
балансовая величина активов отчетного сегмента по местам
расположения активов - для каждого географического сегмента, величина
активов которого составляет не менее 10 процентов величины активов
всех географических сегментов;
величина капитальных вложений в основные средства и
нематериальные активы по местам расположения активов - для каждого
географического сегмента, величина активов которого составляет не
менее 10 процентов величины активов всех географических сегментов.
23. Если первичной информацией по сегментам признается информация
по географическим сегментам, то вторичная информация по каждому
операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям
которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации
либо величина активов которого составляет не менее 10 процентов
величины активов всех операционных сегментов, раскрывается в
бухгалтерской отчетности следующими показателями:
выручка от продажи внешним покупателям;
балансовая величина активов;
величина капитальных вложений в основные средства и
нематериальные активы.
23.1. Если первичной информацией по сегментам признается
информация по географическим сегментам, выделенным исходя из места
расположения активов, отличным от места расположения рынков сбыта, то
в дополнение к показателям, указанным в пункте 21 настоящего
Положения, по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из
мест расположения рынков сбыта и выручка от продажи внешним
покупателям которого составляет не менее 10 процентов общей выручки
организации от продажи внешним покупателям, раскрывается величина
выручки от продажи внешним покупателям.
23.2. Если первичной информацией по сегментам признается
информация по географическим сегментам, выделенным исходя из мест
расположения рынков сбыта, отличным от расположения активов, то в
дополнение к показателям, указанным в пункте 21 настоящего Положения,
по каждому географическому сегменту, выделенному исходя из мест
расположения активов и выручка от продажи внешним покупателям
которого составляет не менее 10 процентов общей выручки организации
от продажи внешним покупателям либо величина активов которого
составляет не менее 10 процентов величины всех активов организации, в
бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели:
балансовая величина активов сегмента, выделенного исходя из мест
расположения активов;
величина капитальных вложений в основные средства и
нематериальные активы.
| |