I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в
бухгалтерском учете информации о получении и использовании
государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям
(кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации (далее организации), и
признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной
организации в результате поступления активов (денежных средств, иного
имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в
качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся
регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов,
занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих
монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут
оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет
деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической
выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения прибыли
(предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате
налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах
юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете
формируется информация о государственной помощи, предоставленной в
форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются
бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых
кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других
обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от
денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое
имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи
формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде
денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных
средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются
на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных с
покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных
активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может
сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими
приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки
приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся
бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование
капитальных расходов.
II. Учет бюджетных средств
5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы,
отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии
следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств
организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные
организацией договоры, принятые и публично объявленные решения,
технико - экономические обоснования, утвержденная проектно - сметная
документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены.
Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление
о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты
приемки - передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной помощи в
виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки,
природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются
к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или
подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или
подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по
которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает
стоимость таких же или аналогичных активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в
соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в
бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и
задолженности по этим средствам. По мере фактического получения
средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают
счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере
фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого
финансирования увеличиваются счета учета денежных средств,
капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого
финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет
бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам
амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого
финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов -
на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов,
подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение
периода признания расходов, связанных с выполнением условий
предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных
активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При
этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих
периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с
последующим отнесением в течение срока полезного использования
объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на
финансовые результаты организации как внереализационные доходы;
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в
периоды признания расходов, на финансирование которых они
предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве
доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету
материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и
осуществления других расходов аналогичного характера с последующим
отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально -
производственных запасов в производство продукции, на выполнение
работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления
других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением
определенных условий, то период, в течение которого производится
списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен
определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке
на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие
отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким
средствам и увеличение финансового результата организации как
внереализационные доходы.
11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные с
признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами,
рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету
"Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98 (утверждено
Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в
Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но
достаточная уверенность в том, что она выполнит условия
предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете
отражаются возникновение целевого финансирования и поступление
денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения
достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их
предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с
которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в
этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5
настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся
исправительные записи.
14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с
которыми организация должна возвратить средства, полученные в
качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму,
подлежащую возврату, производится запись:
в части предоставленных бюджетных средств на финансирование
капитальных расходов - в уменьшение целевого финансирования и
возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются
финансовые результаты организации и восстанавливается целевое
финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных
активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих
периодов;
в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов - в
уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по
их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает
соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток
отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в
уменьшение финансовых результатов организации и возникновение
задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от
вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства,
активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления
их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед
государством).
III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм
государственной помощи
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в
бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных
средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной
основе предусматривается, что при выполнении определенных условий
организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и
существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит
эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном
настоящим Положением для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть
обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной
основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с
пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от
нормальной хозяйственной деятельности организации (например,
государственные закупки), для целей раскрытия информации в
бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной
помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их
существенности для характеристики финансового положения и финансовых
результатов деятельности организации подлежат раскрытию в
бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
20. Остаток средств по счету учета средств целевого
финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств
отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих
периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете
организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов
на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе
внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете
организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в
качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14
настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых
результатов в составе внереализационных расходов в качестве убытков
прошлых лет, признанных в отчетном году.
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию,
как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском
учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых
организация прямо получает экономические выгоды;
не выполненные по состоянию на отчетную дату условия
предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные
обязательства и условные активы.